Страницы истории поляков Молдавии и Приднестровья

КОГДА ПОЛЬША И МОЛДОВА БЫЛИ СОСЕДЯМИ

Современные Польша и Молдова, а тем более Польша и Приднестровье не имеют общих границ и, по меркам компактной Европы, находятся очень далеко друг от друга. Но так было не всегда. В XIV – XV веках у набирающего силу Молдавского княжества и амбициозного Польского королевства была общая граница и спорные территории в Северной Буковине – на правобережье Днестра в его верхней части, в районе современных украинских городов Хотин и Черновцы. По всем законам Средневековья соседские отношения всегда изобиловали хитросплетениями и колебались в диапазоне от взаимовыгодной дружбы до кровавых воин.

Так, господарь Штефан I Мушат в конце XIV века взошел на молдавский престол при поддержке Польши, но взамен он вынужден был признать польский сюзеренитет (превосходство), о чём напрямую указал в грамоте польскому королю: «посадил нас, и сели мы на воеводстве Земли Молдавской». Фактически в этот период Молдавское княжество находится в подчинении у Польского королевства.

Всю первую половину XV века польские рыцари вмешивались в кровавую резню многочисленных молдавских князей, извлекая из междоусобицы свои выгоды. Исследователи польского Средневековья считают, что Молдова воспринималась как земля богатая на добычу и славу, но и крайне опасная, «словно банка с пауками».

Только Штефан III Великий (он же Штефан чел Маре) надолго прекращает вмешательство поляков в дела Молдовы и организует несколько успешных походов в Польшу. В результате Молдавское княжество восстанавливает влияние в традиционно контролируемых регионах и вынуждает поляков заключить мирный договор на паритетных условиях. Договор подтверждал полное равенство сторон и предусматривал оказание помощи друг другу в случае опасности. Для сильного Королевства Польши это была скорее уступка, а для Молдавского княжества, которое раньше не воспринималось серьёзно, договор стал одним из подтверждений его нарастающего влияния в регионе.

ПРИДНЕСТРОВСКАЯ ПОЛЬША

Часть территории современной Молдовы, а именно – север Приднестровья, со второй половины XVI века входил в состав Речи Посполитой – федерации Королевства Польского и Великого княжества Литовского. Это были окраинные земли на границе с турками. Сейчас здесь располагаются Каменский и Рыбницкий районы ПМР, а в те времена находилось Брацлавское воеводство в составе Малопольской Провинции Короны Польской (так называемой Малой Польши).

Главным городом на этой территории стал Рашков. Сегодня это среднее по размерам село, известное своей богатой историей и статусом самого старого населённого пункта Приднестровья. Но в середине XVII века это было весьма значительное поселение с пёстрым национальным составом: в Рашкове жили поляки, украинцы, евреи и армяне. Иудаизм, православие и католицизм здесь мирно уживались. Рашков того времени можно назвать своеобразным объединением разных культур и религий. Для поляков этот город имел, в первую очередь, стратегическое значение. Рашков был самой южной польской крепостью, и в нём размещался сильный военный гарнизон. «Сильная крепость на границе безлюдной степи», – так описывали город путешественники тех лет.

Известный польский писатель Генрик Сенкевич описал Рашков в популярном историческом романе «Пан Володыевский». События, происходящие в романе, относятся к 60 – 70 годам XVII века. Город, по выражению Г. Сенкевича, находился «на краю света», а вокруг него, в скалистых склонах на берегу Днестра, чернело множество пещер.

Однозначно, когда-то в Приднестровье поляки проживали в большом количестве, но наиболее компактным и своеобразным по своему происхождению селением, сохранившимся до наших дней, являлась Рашковская Слобода (ныне – Слобода-Рашково). Изначально оно возникло и существовало на земле, выделенной князьями Любомирскими рашковскому армяно-католическому костелу в середине XVIII века. Основателем селения был настоятель костела Вардересович, которому было предоставлено 132 десятины земли из дач, принадлежавших Рашкову, Строенцам и Вадул-Туркулуй.

Некоторое время селение носило название Слободка Ксендзовка, затем за ним закрепилось другое наименование – Рашковская Слобода. В конце XVIII столетия численность его постоянного населения составляла 25 человек, в 1811 году – 50, в 1816 – 60. В дальнейшем оно неуклонно росло, и через 20 лет здесь уже насчитывалось около 90 поляков. Крестьяне слободы являлись феодально-зависимыми от костела, отбывали барщину в пользу его настоятельства и вносили натуральный оброк. Все слобожане были католиками.

Словом, в Приднестровье сплошного польского поселения не сложилось и польская колонизация этих земель не состоялась. Разрозненно, единицами и по несколько десятков человек, поляки проживали во многих приднестровских селениях Ольгопольского и Балтского уездов в течение XIX века. Почти во всех частновладельческих и казенных селах северной зоны поляки-землевладельцы либо жили в качестве арендаторов («посессоров»), либо входили в управленческую верхушку имений крупных землевладельцев.

Со временем, в 40-е годы ХІХ века, бывшие шляхтичи, обезземеленные, но не смешавшиеся с крестьянской массой, были переведены в разряд однодворцев. Они стремились сохранить оставшиеся сословные традиции и жили обособленными обществами, со своей выборной администрацией и низовыми судами.

В конце XIX столетия в южной зоне Приднестровья – селениях Тираспольского уезда – всеобщей переписью зафиксированы 1 907 поляков; из них в Тирасполе – 1 003, Дубоссарах – 44, Григориополе – 25, Маяках – 12 человек. Численность поляков в городах Приднестровья в начале XX века (1904 год) оставалась незначительной. В Григориополе и Дубоссарах их насчитывалось только по 0,3%, в Бендерах – 0,7%, Овидиополе – 1,2%, Балте – 2,4%, Тирасполе – 6,8%.

Польский костел в Рыбнице, действовавший с 1817 года, превратился в центр целого округа верующих. По данным конца 80-х годов XIX века, к нему были приписаны соответствующие прихожане 32 селений – всего 971 человек. Для нас это важно и в том отношении, что эти сведения в какой-то мере освещают численность поляков на этих землях. Видимо, такая роль костелу была отведена изначально: в Рыбнице к началу XIX века проживало незначительное число поляков – всего 6 дворов (12 человек). Однако уже в начале 90-х годов в Рыбнице проживало 550 католиков.

ПОЛЬСКИЕ КОЛОНИСТЫ

Поляки, проживающие сегодня на территории Молдовы, это, в большинстве своём, потомки бессарабских поляков, сформировавших своё сообщество в XIX веке. В 1812 году Бессарабия вошла в состав Российской империи. В этот период русское правительство занималось активной колонизацией Северного Причерноморья – Новороссийского края. В рамках процесса освоения диких, необжитых территорий, в регион приглашались иностранные переселенцы – немцы, греки, гагаузы, болгары, представители многих других национальностей, в том числе и поляки.

Сама Польша к началу XIX века перестала существовать на карте как государство. Её территории были поделены между Пруссией, Австрийской и Российской империями. Часть, перешедшая под контроль России, называлась Царством Польским или «губерниями Царства Польского». Именно отсюда, из новых западных губерний, российская администрация начала привлекать поляков в Бессарабию.

Упор делался, в первую очередь, на шляхту – мелкопоместное привилегированное сословие. Это были образованные люди, которые оказались очень востребованными при освоении региона. Полякам было выгодно переселяться в Бессарабию, так как в западных губерниях действовал запрет на покупку земли, а здесь, напротив, при покупке земли они получали большие льготы. Поляки начали переселяться и покупать поместья. Таким образом, в Бессарабии появилось польское население.

Пик миграции поляков в Бессарабию приходится на 40-е года XIX века. В 1844 году в документах бессарабской администрации впервые появилась национальность – поляки. 40% всех польских семей проживали в Хотине и окрестностях, 20% семей проживали в Кишиневе и окрестностях и 15% – в Сороках и окрестностях. Более 60% поляков проживало в селах. Как правило, в Бессарабии они добивались высокого социального положения.

Большая часть поляков занималась частным предпринимательством. Около 10% из них занимали должности чиновников, 20% имели свое дело, 15% работали в сельском хозяйстве, 15% стали землевладельцами (помещиками), 2% были арендаторами, 6% были занято в торговле и ремеслах, а 6% были управляющими поместий.

Каких-либо законодательных ограничений национально-культурной деятельности не существовало, и поляки располагали возможностью сохранить свой язык, традиции и религию. Поляки – католики по вероисповеданию. Поэтому они строили костелы, часовни и школы. Перепись населения, проведенная в 1897 году, показала, что в Бессарабии проживали 11 696 поляков, это составляло 0,6% населения региона.

ПОЛЯКИ В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ МОЛДОВЫ И ПРИДНЕСТРОВЬЯ

По данным переписи населения, проведенной 17 декабря 1926 года, в Молдавской АССР, в основном в Каменском и Рыбницком районах, проживали 4 853 поляка. В период индустриализации многие поляки переселились в большие города. В итоге польское население Молдавской автономии сократилось. По данным Всесоюзной переписи населения от 17 января 1939 года в МАССР проживало уже 3 390 поляков, в том числе в городах – 1 201 человек, в сельской местности – 2 189 человек.

В настоящее время преимущественно польскими по составу населения остаются село Слобода-Рашково Каменского района Приднестровья и село Стырча Глодянского района Молдовы. В них всё ещё можно услышать польскую речь, приобщиться к польской культуре и традициям или сходить на службу в католический костёл. Отдельные группы поляков проживают в городе Каменка и селе Рашков Каменского района ПМР, селах Новоаненского и Единецкого районов РМ, Кишиневе, Рыбнице, Тирасполе, Бендерах и Бельцах.

Согласно переписи населения РМ 2004 года, на территории Молдовы проживает 2 383 человека, указавших свою национальность, как поляки. Эти данные приведены без учёта Приднестровья. С учётом Приднестровья, приблизительная численность поляков колеблется в районе 4 тысяч человек. Такая статистика не включает людей, имеющих польские корни. Если учесть и их, то, по оценке президента Союза поляков Молдовы Василия Казимировича, общая численность поляков и граждан польского происхождения, проживающих на территории РМ и ПМР, в настоящее время составляет около 20 тысяч человек.

Если говорить отдельно о Приднестровье, то итоги переписи населения ПМР 2015 года говорят о том, что поляков у нас проживает 1 005 человек, в том числе 433 мужчины и 572 женщины. Их средний возраст составляет 46,6 лет. 350 поляков живут в сельской местности, а 655 – в городах; в том числе в Рыбнице и Рыбницком районе – 364 чел., в Каменке и Каменском районе – 304 чел, в Тирасполе – 138 чел., в Бендерах – 113 чел., Слободзее и Слободзейском районе – 45 человек, Дубоссарах и Дубоссарском районе – 20 человек, Григориополе и Григориопольском районе – 12 чел., в Днестровске – 9 человек.

Кроме того, не следует забывать, что за последние сто лет, поляки нашего региона ассимилировались и, в большинстве своём, размылись среди других этносов и национальностей.

Но есть еще в наших краях и такие люди, которые, являясь выходцами из полиэтничных семей, помнят, что среди их предков были и поляки. Немало есть и таких поляков, которые по различным причинам значатся по документам как украинцы, русские, молдаване и др. К примеру, все жители молдавского села Новые Дуруиторы записаны украинцами. Наконец, немаловажен и тот факт, что некоторые поляки перешли к иной национальной самоидентификации под давлением различных политических обстоятельств.

Вывод однозначен: время обособленных польских сообществ безвозвратно ушло. Но несмотря на все потрясения XX века, польское сообщество Молдовы и Приднестровья сохранилось, осталось достаточно многочисленным и активным а главное – находится на пути к национальному возрождению.

Ростислав   ЛАСТОВСКИЙ (в статье использованы материалы исследования Василия Казимировича «Страницы истории поляков Молдавии»).